bannerbannerbanner
Альманах «Российский колокол». «Новые писатели России». Литературная премия М. Ю. Лермонтова. Выпуск №5
Альманах «Российский колокол». «Новые писатели России». Литературная премия М. Ю. Лермонтова. Выпуск №5

Полная версия

Альманах «Российский колокол». «Новые писатели России». Литературная премия М. Ю. Лермонтова. Выпуск №5

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Литературные портреты Ахматовой передавали не только неотразимое воздействие её необычной красоты, но и печать избранности. В книге «Дневник моих встреч» Ю. П. Анненкова читаем: «Всякий раз, когда я видел её, слушал её чтение или разговаривал с нею, я не мог оторваться от её лица: глаза, губы, вся её стройность была тоже символом поэзии»[6].

Анна Ахматова, по словам С. М. Городецкого, являла собой олицетворение Музы поэзии. Она была самой Поэзией.

В начале века профиль странный(Истончен он и горделив)Возник у лиры. Звук желанныйРаздался…[7]

О несомненном ощущении таланта в Ахматовой говорит и О. Мандельштам:

Как Чёрный ангел на снегуТы показалась мне сегодня,И утаить я не могу, —Есть на тебе печать Господня[8].

«Печатью Господней» была поэзия. Лишь ей принадлежала душа Ахматовой. Об этой единственной принадлежности – пронзительные строки Николая Гумилёва, который раньше других разгадал эту душу:

Я знаю женщину: молчанье,Усталость горькая от словЖивёт в таинственном мерцаньеЕё расширенных зрачков.Её душа открыта жадноЛишь медной музыке стиха…[9]

«Златоустой Анной»[10] называла Ахматову Марина Цветаева, не только отдавая ей первенство в поэзии, но и даря любовь своего сердца:

В певучем граде моём купола горят,И Спаса светлого славит слепец бродячий…И я дарю тебе свой колокольный град,– Ахматова! – и сердце своё в придачу[11].

Невозможно рассказать обо всех посвящениях Ахматовой, которые могут составить солидную антологию[12]. Так же, как её живописные портреты могли бы заполнить собой особую, ахматовскую галерею.

Начало XX века – неповторимое время. «Поэзия жила тогда внушениями живописи, а живопись – поэзии»[13]. Образы поэтов служили идеалом для художников.

Анна Ахматова обладала поразительной внешностью. Её современник Г. В. Адамович вспоминал: «…красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, лучше, чем красавица. Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой повсюду, среди любых красавиц, выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворённостью, чем-то сразу приковывавшим внимание»[14].

Это подтверждает и Николай Недоброво, друг Ахматовой, эстет, человек большого вкуса: «Попросту красивой назвать её нельзя, но внешность её настолько интересна, что с неё стоит сделать и леонардовский рисунок, и гейнсборовский портрет маслом, и икону темперой, а пуще всего поместить в самом значащем месте мозаики, изображающей мир поэзии…»[15]. Уместно сказать, что спустя сорок лет такая мозаика была сделана Борисом Анрепом для Лондонской Национальной галереи.

Ещё при жизни Ахматовой её портреты пишут Альтман, Делла-Вос-Кардовская, Анненков, Петров-Водкин, Осьмёркин, Тышлер… Перечень таких имён можно продолжать долго.

И всё же первое место в портретной галерее Анны Ахматовой, несомненно, принадлежит удивительному по силе выразительности рисунку Амедео Модильяни.

Художник утверждал: «Линия – это волшебная палочка; чтобы уметь с ней обращаться, нужен гений»[16]. В совершенстве владея «волшебной палочкой», он создавал свои рисунки мгновенно. Всего пять-шесть выразительных летящих линий – и перед нами монументальный, скульптурный портрет Ахматовой.

Рисунок А. Модильяни, как говорила она сама, был единственным её достоянием. Все последние годы он неизменно висел у неё в изголовье.

Искусствовед Н. И. Харджиев по просьбе Анны Андреевны написал об этом рисунке небольшую заметку, в которой отмечал, что образ Ахматовой у Модильяни похож на «аллегорическую фигуру «Ночи» на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело»[17].

В целом же портрет Ахматовой – это вневременной образ поэта, «прислушивающегося к своему внутреннему голосу.

Так дремлет мраморная «Ночь» на флорентийском саркофаге. Она дремлет, но это полусон ясновидящей»[18].

Эта заметочка Харджиева очень понравилась Ахматовой: всё было сдержанно и возвышенно.

Искусство «волшебной палочки», о котором говорил А. Модильяни, продолжил и по-своему воплотил в своих знаменитых портретах Ю. П. Анненков. Он создал два портрета Ахматовой. Вот что сам художник рассказывает о работе над ними: «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской красавицы. Я сделал с Ахматовой в 1921 году два портретных наброска: один – пером, другой – в красках, гуашью»[19].

Оба эти портрета, говоря словами писателя Е. И. Замятина, можно назвать «портретами бровей Ахматовой». «От них – как от облака – лёгкие, тяжёлые тени по лицу, в них – столько утрат. Они как ключ к музыкальной пьесе: поставлен этот ключ – и слышишь, что говорят глаза, траур волос, чёрные чётки на гребнях»[20]. В этих портретах тот же вневременной синтетический образ поэта, в котором отражается не только биография конкретного человека, но и биография эпохи.

Облик Ахматовой, одухотворённый, сдержанный, с оттенком трагичности, привлекал художников. Как счастливы были те, кто имел возможность писать её портрет. Вот строки из дневника Ольги Кардовской: «Я любовалась красивыми линиями и овалом лица Ахматовой… А она, лёжа на своём диване, не сводила глаз с зеркала, которое стоит перед диваном, и на себя смотрела влюблёнными глазами. А художникам она всё же доставляет радость любования – и за то спасибо!»[21]

Многие известные художники испытали эту «радость любования». Однако далеко не все…

Но однажды Анна Ахматова сама настояла на том, чтобы писали её портрет. И обратилась она не к знаменитому художнику, да и не к художнику вовсе, а ещё только ученику, постигающему мастерство живописца. Это был молодой Алексей Баталов, который в то время брал уроки у известного художника и педагога Р. Р. Фалька. Не хватало времени, не хватало уверенности в себе, терзали сомнения по поводу нужности этих занятий. В этот момент Ахматова и обратилась к нему с просьбой написать её портрет. Как это было, Алексей Баталов рассказывает в своей книге «Судьба и ремесло»:

«…Анна Андреевна спросила меня, как идут занятия у Фалька… Я стал рассказывать ей о своих сомнениях и трудностях, видимо, более стараясь уверить и утвердить себя, чем описать истинное положение дел… Анна Андреевна долго молчала, а потом без тени иронии вдруг сказала:

– Жаль. Я хотела предложить вам попробовать сделать мой портрет…

Я остолбенел от неожиданности и головокружительной крутизны поворота всех моих намерений, рассуждений, жалоб… Легко представить себе, какое действие произвела на меня эта фраза, если учесть, что, написав от силы пять или шесть портретов друзей и родственников, я знал о том, как давно Фальк мечтает пополнить свою галерею портретом Ахматовой, я видел, как старик Фаворский делал карандашные наброски её головы, наконец, я собственными руками прибивал в спальне Анны Андреевны строго окантованный рисунок Модильяни… я стоял посреди комнаты, там, где меня застали её слова.

– Мне кажется, – продолжала после мёртвой паузы Ахматова, – вам удаются лица. Это было в 1952 году. С той поры я больше никогда не писал портреты. Но время, когда я выполнял этот заказ, те дни и часы… остались в душе как самая высокая награда за все мои старания и стремления проникнуть в тайны изобразительных искусств»[22].

Портрет был впервые воспроизведён на обложке альманаха «День поэзии» в 1989 г., в год столетнего юбилея А. А. Ахматовой. Сдержанная, спокойная, уже много познавшая и пережившая, располневшая, но величественная, с взглядом в себя, и в этом взгляде высшее знание, – такой изобразил Алексей Баталов Анну Андреевну Ахматову.

Образ Ахматовой до сих пор волнует воображение художников. К 120-летию со дня её рождения тверской художник Леонид Константинов написал графический портрет «А. Ахматова. Одиночество».

Знавшая поэта А. А. Саакянц писала: «…одиночество было неразлучным ахматовским спутником, – сколько бы нас всех ни толпилось рядом»[23].

Не было равновеликих…

Картина Л. Константинова – это двойной портрет. Слева воспроизведён ахматовский рисунок-автопортрет, справа – собирательный образ Анны Ахматовой, какой её увидел художник на фотографиях 1920-х гг. Внутреннее родство между «моделью» и художником, которое возникло во время работы над картиной, позволило создать портрет женщины-поэта, ставшей символом целой эпохи.

Фон картины очень сдержанный: окно как театральная декорация, пустая комната – символ одиночества, неумелый рисунок полудевочки-полуженщины…

Живёт на картине лишь лицо Ахматовой. Мягкая женственность, глубина раздумий, величавая, царственная изящность облика, его одухотворённость – всё это волнует, притягивает, не отпускает. Художнику удалось передать не только внешнее сходство, но и внутреннюю наполненность образа выдающегося поэта.

Писатель Д. А. Гранин, встречавшийся с Анной Ахматовой, сказал: «Было в ней особое достоинство. Она осознавала свою ценность»[24].

Нам же, думается, потребуется немало времени, чтобы осознать и постичь до конца всю ценность её поэзии и духовный масштаб её личности – великого Поэта XX века.

Татьяна Долбенько


Поэтесса из Санкт-Петербурга. Номинант литературной премии «Поэт года – 2014», «Поэт года – 2015», «Поэт года – 2016», «Поэт года – 2017», «Поэт года – 2018»; премии имени Сергея Есенина «Русь моя – 2016», «Русь моя -2017»; премии «Наследие-2016», «Наследие-2017».

Лауреат III степени Международного творческого конкурса «Белая акация» в номинации «Авторское литературное слово».

Награждена дипломами за 2-е и 3-е места во Всероссийском конкурсе «Радуга творчества» в номинации «Литературное творчество».

Награждена дипломом за 1-е место в Международном творческом конкурсе «ВРисунке» в номинации «Литературное творчество».

Награждена дипломом I степени в IV Всероссийском конкурсе «Таланты России» в номинации «Литературно-художественное творчество».

Награждена дипломом II степени в VII Всероссийском литературном конкурсе «Проба пера».

Награждена Почетной грамотой Интернационального Союза писателей «За весомый вклад в развитие современной литературы».

Дипломант Международного литературного конкурса «Любви все возрасты покорны – 2016».

Лауреат II степени Всероссийского фестиваля «Яснополянские зори – 2016».

Лауреат Международной литературной премии имени Антуана де Сент-Экзюпери, награждена дипломом и медалью Антуана де Сент-Экзюпери «За вклад в развитие русской поэзии».

Номинант Международного литературного конкурса имени М. Ю. Лермонтова, награждена дипломом конкурса и отличительным значком.

Награждена дипломом лауреата премии имени Владимира Набокова и медалью Владимира Набокова «За творческий вклад в зарубежную литературу».

Финалист литературной премии «Славянское Слово» имени Марины Цветаевой (г. Варна, Болгария).

Номинант Литературной премии МИРА 2018 года «за особый вклад в развитие искусства русской словесности в России и за границей».

Имеет общественную награду – медаль Российского Союза писателей «Владимир Маяковский 125 лет», вручаемую за вклад в развитие русской культуры и литературы.

Публикации в журналах «Литературный альманах «Спутник», «Три желания», альманахе «Российский колокол», сборниках серий «Автограф» и «Современники и Классики», «Поэты России», «Блоковский сборник», «Тургеневский сборник», сборнике «Смысл жизни» (посвященном Антуану де Сент-Экзюпери), сборнике для детей «Новые сказки – IV» (г. Новокузнецк), сборнике «Современный дух поэзии», IV выпуск (Петрозаводск), сборнике стихов и малой прозы «Вдохновение» (Москва, «НИКАЛЕД»), альманахах «Современная поэзия» (Интернациональный Союз писателей), «Писатели русского мира. XXI век» (Издательский дом Максима Бурдина).

В апреле 2019 года Интернациональный Союз писателей выпустил первый сборник поэтессы «Пером и кистью о любви и красоте».

Под мокрым снегом гнутся хризантемы

Под мокрым снегом гнутся хризантемы,Стекают капли с яблок на ветвях,Сквозь паутину веток видны стеныСедого замка в кованых цепях.Под мутным солнцем возле старых яблоньКняжна бродила, вспоминая вас,И старый пёс топтался в луже рядом,И таяли слова прощальных нежных фраз.В собольей шубке, с соболем на шее,В расшитых бархатных перчатках на рукахКняжна сжимала белую камею,Не веря в расставание никак.Княжна вздыхала, думая с тоскоюО долгих зимних одиноких днях,Глаза собачьи с нежностью немоюСледили за хозяйкой в соболях.Снег мягким кружевом кружился, падал, падал,Стелился аромат озябших хризантем,Княжна бродила по пустому саду,И старый пёс не понимал зачем…

Наш дом стоял в лавандовых лугах

Наш дом стоял в лавандовых лугах,

И пряный зной витал вокруг веранды,

А Вы меня держали на руках,

Танцуя под аккорды алеманды[25].


Вы мне шептали дивные слова,

Я нежно обнимала вас за шею,

Лаванда шелестела на лугах,

Меня вы звали милою своею.


Сиреневой лаванды аромат

Нам вскружит головы под вечер…

И вспыхнет над лавандою закат,

Разбрызгивая солнце нам на плечи…

В лесной глуши…

В лесной глуши в июле по берегам прудаРастут лазурным кружевом простые незабудки,А по ночам с небес здесь падает звездаИ серебрит головки селезня и утки.По зарослям кустов не хаживает ветер,Не забредает лось, пленившись тишиной.Сюда приходит раньше печальный темный вечерИ накрывает берег туманною росой.Прохладный воздух свеж, и звуки мира редки,Лишь прошуршит в траве хлопочущая мышьДа вздрогнут под вороной рябиновые ветки,И снова у пруда колдующая тишь.

В саду её величества цвела сирень…

В саду её величества цвела сирень,

Играл оркестр дворцовый под платаном,

Теплом дышал погожий майский день,

И накрывали чай в беседке у фонтана.


Все ждали вас с депешей от посла,

А я ждала, чтоб только вас увидеть…

Мой милый друг, разлукам нет числа,

А при дворе без вас меня легко обидеть.


В камзоле бархатном прошли вы через сад

И передали свиток, вставши на колено…

А время медлило, растягивало такт,

Сливая взгляды наши откровенно.


И нет вам времени на отдых и покой –

Лишь долгий взгляд и грустная улыбка…

Вы лишь помашете мне издали рукой,

Я прошепчу вам вслед слова молитвы.


В саду её величества шуршат шелка,

Выводит контрабас охрипшее легато[26],

Кивают гроздьями сирени облака,

Дурманя головы нежнейшим ароматом.

Мадам, вы плакать не должны…

Мадам, вы плакать не должны,Вы будете ещё любимы,И ваших глаз неповторимыхЕщё коснется свет звезды.Мадам, пусть мир сойдет с ума —Вы будете всегда мудрее,А свежий ветер дым развеет —Любовь отыщет вас сама.Мадам, пожмите руки встречным,Зажгитесь светом новых глаз,Станцуйте на обидах джаз,Печаль не может жалить вечно.Мадам, я вам налью вина,Согрейте у камина плечи…Пускай колдует этот вечерИ отогреет тишина.

Метель дороги замела…

Метель дороги замела,Засыпан снегом дом.В венке ограды два орлаПокрылись тонким льдом.Те два орла хранят любовь,И в доме том светло.Там разожжен очаг, и вновьСердцам вдвоем тепло.Слова готических сонатЛьют нежность и любовь,И звуки старых серенадВолнуют душу вновь.Стареет тихо-тихо дом,Орлы в венке седы…Звезда искрится за окномС небесной высоты.

Вы говорите, что меня не забываете…

Вы говорите, что меня не забываете,Но прошлого, увы, не возвратить.Вы мои шалости и смех всегда прощаете,Я знаю: вам меня не разлюбить.  Вам говорили – вы со мной намаетесь,  Вам ровным счетом это все равно.  Но вы же знаете, вы всё, конечно, знаете,  Что я люблю вас искренне давно.В словах своих вы боль свою скрываете,Жить без меня велела вам судьба.Ромашку белую мне в волосы вплетаете,Откидывая локоны со лба.  Вам говорили – вы со мной намаетесь,  Вам ровным счетом это все равно.  Но вы же знаете, вы всё, конечно, знаете,  Что я люблю вас искренне давно.Вы нежно руки мои в кольцах пожимаете,И шорох юбок не заглушит сердца стук.Вы, шляпу приподняв, опять прощаетесь,А я боюсь не выдержать разлук.  Вам говорили – вы со мной намаетесь,  Вам ровным счетом это все равно.  Но вы же знаете, вы всё, конечно, знаете,  Что я люблю вас искренне давно.

Я вас ждала в саду, у старого моста…

Я вас ждала в саду, у старого моста,

Там ароматным облаком качается сирень,Вода в журчащей речке прозрачна и чистаИ стая воробьёв там носится весь день.Увидеть вас мечтала хотя бы на мгновенье,Понять по жестам рук и взгляду синих глаз,Что на душе у вас и в чём у вас сомненья,И отчего давно вы не были у нас.Под зонтиком в оборках сидела до заката,И на подол летели сирени лепестки,Я теребила бусы из черного агатаИ слушала журчанье приветливой реки.Я грезила о вас, не зная, что вы рядом,Что вы, загнав коня, взбежали на крыльцо,Сквозь анфиладу комнат меня искали взглядомИ прятали в руке жемчужное кольцо.Я обернулась… Вы бежали мне навстречу…А тихий вечер плыл, сменяя теплый день,И стая воробьёв в кустах уж не щебечет,И к чистым водам речки склоняется сирень.

Когда-нибудь и я приду в тот сад желаний…

Когда-нибудь и я приду в тот сад желаний,Под пенье райских птиц пройду вдоль цветника,Волна щемящая моих воспоминанийМеня накроет, не помяв цветка,И понесёт по листьям и травинкам,Даруя запахи и сладость красоты,Хрустальной россыпью покатятся росинкиС ещё не воплотившейся мечты.И в солнечных лучах тепло, безбрежно,Нет струн души, оборванных в пути,И нет здесь слов печальных и мятежных,И нелюбовь вовек здесь не найти.И я почувствую светящиеся звёзды,Внутри себя увижу ясный свет,И мир земной не сеет больше грозы…И я пойму, что меня больше нет…

Лепестками цветов шелестит в саду ветер…

Лепестками цветов шелестит в саду ветерИ качает пчелу на цветке синей цинии.Тихо бродит в цветах сиреневый вечер,Дышит сад ароматом лиловой глицинии.А вдали, на тропинке, белеет мантилья,Фиолетовый бархат затянут в корсет,Вдоль тропинки колышутся свечи астильбы[27]И роняет цветы голубой первоцвет.В кружевах тонкий гребень в камнях аметиста,Ниспадает волна белокурых волос,И в закатных лучах полыхает монисто,И в объятьях с любимым мечтанье сбылось.Потемнеет в саду цвет сапфировых циний,Бросит ночь на тропинку туманный ковёр,И польётся со звёзд свет сиренево-синий,И накроет сад звёздно-лиловый шатёр.

Не бьёт в ротонде мраморный фонтан…

Не бьёт в ротонде[28] мраморный фонтан,Застыл со стрелами амур кудрявый,Колонны белые под стеблями лиан,Пол шелковым ковром устлали травы.Здесь я тебя ждала, забыв о мандолине,И прижимала к сердцу букетик васильков.Здесь открывался вид на тихую равнину,На сонную дорогу в тумане облаков.С волос развязывал мне ленту ветер,Звенел браслетами и целовал глаза,И вместе ждали мы дождливый вечер,И с синих туч стекала тёплая слеза.Под куполом ротонды белый голубьСпешил нести мне пальмовую ветвь,И вился тополиный пух по полу,И сердце ждало радостную весть.Теперь уж осень разбросала злато,И меж колонн ротонды бродит ветер,На струнах мандолины капельки закатаНапоминают с грустью о любви и лете.

У белого озера, покрытого льдами

У белого озера, покрытого льдами,Стояла сторожка ни мала ни вели́ка.И глыбы торосов бодались здесь лбами,Позёмка свистела, струясь по льду тихо.В сторожке свой век доживала НАДЕЖДА,ЛЮБОВЬ навещала её каждый вечер —Тогда пели песни красиво и нежноИ в комнате таяли жаркие свечи.ЛЮБОВЬ вспоминала, НАДЕЖДА светилась,Часам возвращалась стремительность бега,И СЧАСТЬЕ со звёзд на сторожку косилось,Но лишь улыбалось со звёздного неба.И сбросило ВРЕМЯ часы, как одежду,Открыло окно, чтобы к СЧАСТЬЮ быть ближе.И приняло небо ЛЮБОВЬ и НАДЕЖДУИ звёзды над озером свесило ниже.

Словно лапами ели коснулись стекла…

Словно лапами ели коснулись стекла,И на окнах – морозный узор.Вьюга легким снежком тихий дом замела,Ночь раскинула звездный шатер.Тёплым солнцем пылают в печке дрова,Пляшут блики огня на стене.Неотправленных писем сгорают слова,Вздох не слышен в ночной тишине.Доживает свой век среди елей и мхаНе жена, не подруга, не мать.Лишь заходит зима в серебристых мехах,Чтобы волосы ей целовать.И мечты не звонят в колокольчик любви,И огонь страстных чувств поутих.Но молитва все так же кого-то хранит,И свеча тёмной ночью горит.Заметет вьюга за ночь узор на стекле,Лапы елей нагнутся к окну.Угольки в теплой печке мигают во тьме,Ворох слов превращая в золу.

В дворцовой зале только юный паж…

В дворцовой зале только юный паж.Встречал он короля, что лаврами отмечен.Он королеве друг и вечный верный страж,Лицом и телом в детстве изувечен.Взгляните, сир, здесь плачет королева,Глаз не сомкнула несколько ночей:Не о себе, о вас душа болела,Сожгла в молитвах тысячу свечей.Не верьте, сир, клеветникам бесчестным,Апата[29] им божественная мать,Любви не зная, стали сердцем черствы.Спешите, сир, любовь свою спасать.Забудьте, сир, о дружеском застолье,Вас и дружину уберег Господь,Воздайте Господу за мирное приволье,За то, что ворога смогли вы побороть.Спешите, сир, обнять её скорее,Отправьте свиту отдохнуть от дел.Ваш тихий вздох ей сердце отогреет —И вспыхнут щёчки, белые как мел.Идите ж, сир, не медлите в раздумье.Вам королеву не в чем упрекнуть.Безумство бродит в душах в полнолунье,Мешает думам в сердце заглянуть.…Король прижал к себе отраду-королеву,Паж тихо вышел в дверь, прикрыв её плотней,Благодарил он Господа и Пресвятую Деву,И трепетало пламя восковых свечей…

Виктор Ефремов


Творчеством начал заниматься в 2015 году, когда мне было 66 лет. Написал статью в газету «Вечёрка» Забайкальского края в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и посвятил стихотворение этой дате. С этого момента почти каждый день я посвящаю событиям свои незамысловатые произведения в виде стихов или рассказов.

Стал членом РСП (Российского Союза писателей) и кандидатом в члены ИСП (Интернационального Союза писателей).

Четыре раза, с 2015 по 2019 годы, становился номинантом национальной литературной премии «Поэт года», в 2016 году – премий имени Сергея Есенина «Русь моя» и «Наследие». В феврале 2019 года награждён РСП медалью к 125-летию Владимира Маяковского за вклад в русскую литературу.

Печатаюсь в журналах «Российский колокол» с 2015 года. Написал фантастическую повесть «Тайны Земли» (первую часть, вторую пишу). Пишу рассказы, политические обозрения, размышления на тему «Красота спасёт мир», написал сборник стихов «Вставай страна…», на подходе – вторая часть.

Стал номинантом Международной Лондонской литературной премии за 2015–2019 годы. В моём творчестве стихи и рассказы о Забайкалье, Чунском районе Иркутской области, Крыме и других местах, где я жил и работал.

Тайны Земли

Часть первая

Земляживой организм

Планета Земля – уникальное место в Солнечной системе и Галактике, а может, и во всей Вселенной. Эта планета привлекала и привлекает многих из других галактик, где есть цивилизация, есть развитие, но нет таких ресурсов, как на Земле, для поддержания и дальнейшего развития этой планеты. Планета Земля имела почти все жизненно важные элементы для развития, но миллионы лет назад она не имела одного – человеческого развития. Только водное пространство, горы и сплошной лес покрывали ее.

Природа на Земле менялась с изменением климатических условий. Появлялись различные виды насекомых, птиц и животных, но не было самого главного – ЧЕЛОВЕКА. Однако наблюдения за этой таинственной планетой представителями других цивилизаций не прекращались, и те, кто многие тысячелетия наблюдали за нашей планетой, выжидали…

Такого нашествия раннего периода, когда ещё не было человека, планета Земля не знала. Странные объекты зависли над планетой. Земля помнит, как падали метеориты, бомбардируя ее, оставляя воронки на память, как извергались вулканы, покрывая пеплом большие пространства и выжигая горящей лавой все, что попадалось на пути. Но эти объекты, которые зависли, а потом неожиданно спустились на Землю… Их было множество, и название им было «инопланетные корабли», которые решили покорить планету Земля. С тех пор прошло несколько тысяч лет. На Земле появились люди, но следов присутствия этих инопланетных пришельцев так никто и не обнаружил.


Подземные приключения

Как красива планета Земля в любых её широтах! Пусть даже это будет Север с его бескрайними снегами и будто безжизненными просторами. Но условия для жизни представителей этого сурового края есть как на земле, так и во льдах, и подо льдом. Она бурлит по-своему. Имеются свои сказочные, «волшебные» места, где не ступала нога человека, которые описываются в сказках, во многих произведениях писателей, путешественников, первооткрывателей.

На страницу:
2 из 3