bannerbannerbanner
Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы
Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы

Полная версия

Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Петербург в произведениях поэтов «Золотого» и «Серебряного» века русской литературы


В книге использованы фрагменты работ Виктора Меркушева



© Меркушев В.В., составление, 2017

© «Знакъ», 2017

Стихи поэтов «Золотого» века


От составителя

«И в пышный ПетроградЧерез долины, горы…»

В истории России не было античности, но период первой трети девятнадцатого века стал для неё своеобразным Возрождением, «Золотым веком» русской культуры, как назовут его впоследствии историографы и культурологи. И дело даже не в том, что в поэзии, прозе, живописи и графике обретали новую жизнь гуманистические идеалы античной эпохи – просто в российском обществе произошёл необычайный интеллектуальный и духовный подъём, сказавшийся, прежде всего, на литературе, как самой влиятельной форме национальной культуры.

Наш «Золотой век» фактически сформировал современный литературный русский язык. Ведущую роль в этом сыграла поэзия – поэтические книги наличествовали в каждом дворянском доме, журналы и альманахи издавал всякий сколько-нибудь значимый литератор, стихи записывались в альбомы, ходили в списках, заучивались наизусть.

Создалась особая атмосфера поэзии, в которой жило всё образованное сообщество, когда дух поэзии проникал во все сферы социального устройства, становился определяющим в поведении отдельных людей и больших групп. Сочинительство, как и сама поэзия, становится явлением модным, практически необходимым. Всё это не могло не сказаться на утверждении культа человеческого достоинства, свободомыслия, на стремлении к просвещению, творчеству и общественному служению. Как писал об этом времени Константин Яковлевич Грот: «Поэзия была ответом на всё».

«Золотой век» русской поэзии совпадает с творческим веком Александра Сергеевича Пушкина, оттого его называют ещё «Пушкинским временем». После Пушкина вектор русской литературы начинает смещаться от поэзии к прозе, но последняя, несомненно, была обязана русскому «Золотому веку». Французский поэт и философ Поль Валери позже назовёт это время «одним из трёх величайших чудес человеческой культуры».

Поэтические шедевры «Золотого века» до сих пор являются непревзойдёнными образцами литературного мастерства, классикой, эталоном совершенства поэтической формы и стиля. Как это ни покажется странным, но поэзия этого времени определила не только горизонты развития, но и значительно повлияла на формирование национальных особенностей носителей языка, того, что нередко называют загадочностью и непостижимостью русской души.

Если период, предшествующий «Золотому веку», с большой долей справедливости можно назвать придворным, то поэзия «Золотого века», в первую очередь, обращена к простому человеку, к его нуждам, к его поиску себя, к его надеждам и к его совести.

Пришедшие на смену классицистической традиции, сентиментализм и романтизм наиболее полно отвечали чаяниям эпохи, когда само чтение становилось творческим актом.

Читатель искал в текстах ответы на серьёзнейшие проблемы своего бытия, ибо литература в условиях цензуры и отсутствия легальной политической жизни являлась единственным способом идеологического и эстетического выражения взглядов. Возможно, этим и обуславливается отсутствие романтического пантеизма и анимизма, несмотря на множество поэтов-романтиков в самом романтическом периоде русской литературы.

В стремлении к широте и грандиозности, поэтическая мысль литераторов «Золотого века» часто не содержала в себе описательного измерения, что приводило к тому, что в их произведениях мы найдём не так много стихотворений, посвящённых Петербургу. Здесь можно провести параллель с искусством живописи, когда такой жанр, как пейзаж, сформировался значительно позже, нежели сюжетная или жанровая картина. Город ещё не получил своей субъектности, воспринимаясь лишь суммой деталей, которые пока не составляли цельного образа. Зато на фоне чисто орнаментальной картины Петербурга или пустынных невских берегов раскрывается тема душевных переживаний поэта, столь близкая для своих современников.

Душой и характером город наделят позднее – другие поэты и времена иные.

В.М.


Александр Сергеевич Пушкин

(1799–1837)

Великий русский поэт. Создатель современного литературного языка.

Медный всадник. Отрывок

Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий,стройный вид,Невы державное теченье,Береговой её гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блескбезлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,И, не пуская тьму ночнуюНа золотые небеса,Одна заря сменить другуюСпешит, дав ночи полчаса.Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз,Бег санок вдоль Невыширокой,Девичьи лица ярче роз,И блеск, и шум, и говорбалов,А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.Люблю воинственнуюживостьПотешных Марсовых полей,Пехотных ратей и конейОднообразную красивость,В их стройно зыблемомстроюЛоскутья сих знамён победных,Сиянье шапок этих медных,Насквозь простреленных вбою.Люблю, военная столица,Твоей твердыни дым и гром,Когда полнощная царицаДарует сына в царский дом,Или победу над врагомРоссия снова торжествует,Или, взломав свой синий лёд,Нева к морям его несётИ, чуя вешни дни, ликует.Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо, как Россия,Да умирится же с тобойИ побеждённая стихия…

Михаил Юрьевич Лермонтов

(1814–1841)

Поэт, драматург, прозаик, художник. Творчество Лермонтова отмечено не только высокой гражданственностью, но и глубоким лиризмом, философской наполненностью. Наряду с Пушкиным является классиком русской литературы.

Сказка для детей

Отрывок

…………………..

Тому назад ещё немного летЯ пролетал над сонноюстолицей.Кидала ночь свой странныйполусвет,Румяный запад с новоюденницейНа севере сливались, какприветСвидания с молением разлуки;Над городом таинственныезвуки,Как грешных снов нескромныеслова,Неясно раздавались – иНева,Меж кораблей сверкая напросторе,Журча, с волной их уносила вморе.* * *Задумчиво столбы дворцовнемыхПо берегам теснилися кактени,И в пене вод гранитныхкрылец ихКупалися широкие ступени;Минувших лет событийроковыхВолна следы смывалароковые,И улыбались звёзды голубые,Глядя с высот на гордыйпрах земли,Как будто мир достоин ихлюбви,Как будто им земля небесдороже…И я тогда… я улыбнулся тоже.

………………….

«Примите дивное посланье…»

Отрывок

……………

Увы! как скучен этот город,С своим туманом и водой!..Куда ни взглянешь, красныйворотКак шиш торчит передтобой;Нет милых сплетен – всёсурово,Закон сидит на лбу людей;Всё удивительно, и ново —А нет ни пошлых новостей!Доволен каждый сам собою,Не беспокоясь о других,И что у нас зовут душою,То без названия у них!..

………………

Сашка

Отрывок

…………..

Я враг Неве и невскомутуману.Там (я весь мир в свидетеливозьму)Веселье вредно русскомукарману,Занятья вредны русскомууму.Там жизнь грязна, пуста имолчалива,Как плоский берег Финскогозалива.

…………………

Пётр Андреевич Вяземский

(1792–1878)

Поэт, переводчик, литературный критик, историк, государственный деятель. Происходил из древнего княжеского рода. При дворе Императора Александра II пользовался большим влиянием и принимал участие в подготовке его реформ. Награждён многими орденами Российской империи.

Близкий друг Александра Сергеевича Пушкина.

Петербург

Отрывок

Я вижу град Петровчудесный, величавый,По манию Петравоздвигшийся из блат,Наследный памятник егомогущей славы,Потомками его украшенныйстократ!Повсюду зрю следы великиедержавы,И русской славою следкаждый озарён.Се Пётр, ещё живой в медикрасноречивой!Под ним полтавский конь,предтеча горделивыйШтыков сверкающих ивеющих знамён.Он царствует ещё надсозданным им градом,Приосеня его державноюрукой,Народной чести страж излобе страх немой.Пускай враги дерзнут,вооружаясь адом,Нести к твоим брегамкровавый меч войны,Герой! Ты отразишь ихнеподвижным взглядом,Готовый пасть на них сотважной крутизны.Бегут – и где они? – иснежные сугробыВ пустынях занесли следыбезумной злобы.Так, Пётр! ты завещал свойдух сынам побед,И устрашенный враг зрелмногие Полтавы.Питомец твой, громовметатель двоеглавый,На поприще твоём расширилсвой полёт.Рымникский пламенный иЗадунайский твёрдый!Вас здесь согражданинпочтит улыбкой гордой.

………………………………..

Николай Епафродитович Анненков

(1805–1826)

Поэт. Из дворян. Служил в Департаменте Министерства юстиции. Не имея склонности к гражданской службе, перешёл юнкером в Кавалергардский полк. На двадцать первом году жизни утонул в Неве. Единственный стихотворный сборник был издан посмертно его друзьями и родственниками.

Весна

По снегу, ясною порой,В санях на двойкебыстролётной,Блистая дужкой золотой,Не мчится уж корнет залётный;И ученик с замёрзнувшимлицом,Забыв урок, в весёлостизавидной,Уже реки зеркаловиднойНе режет брызжущимконьком.Уже извозчик бородатыйОт стужи не дрожит,И лошади его косматойУж иней яркий не сребрит.Уж вечером вокруг театровне пылаютОгни трескучие костров:Не слышно ропота озябшихкучеров,В каретах сладкий сонбеспечные вкушают.На Невском рой мужчин,младых и зрелых девВ убранстве утреннем толпится,Под тению замёрзших древ.Весенним воздухом каксладостно упиться!В плаще причудливом бежитВсех модных чудаковзаконодатель,Учтивых галлов почитатель,Знакомых дам приветствиемдарит;За ним толпится рой надменныйКопистов жалких и смешных:Списать оригинал священный.Вот пара нежных дочерей:Maman, едва тащась, гуляньепроклинает,Papa, смотря на платьицадетей,Модисток в тартар посылает.Как Лелева прелестна и умна:С ней вечно две её сестрицы,У них ужаснейшие лица! —Оттенка прелести нужна.Затянут, хлыстиком играя,Вот щёголь отставной идёт:Он гордо голову несёт, —Не тяжела она, пустая.

Владимир Григорьевич Бенедиктов

(1807–1873)

Закончил кадетский корпус в Санкт-Петербурге, откуда был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Измайловский полк. Участвовал в польском походе 1831 года. Выйдя в отставку, поступил в Министерство финансов, дослужившись до директора государственного заёмного банка. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии Наук по отделению русского языка и словесности. Стихотворные сборники Бенедиктова расходились тысячами экземпляров, что для первой трети XIX века было явлением исключительным. «У вас удивительные рифмы, ни у кого нет таких рифм», – говорил о нём Пушкин.


Заневский край

Нева, красавица – Нева!Как прежде, ты передо мноюБлестишь свободной шириною,Чиста, роскошна и резва;Но тот же ль я, как в прежнигоды,Когда, в обновах бытия,На эти зеркальные водыЛюбил засматриваться я?Тогда, предчувствий робкихполный.Следил я взорами твой бегИ подо мной, дробясь о брег,Уныло всхлипывали волны,И я под их волшебный шум,Их вздохи и неясный ропотНастроил лепет первых думИ первых чувств любовныйшёпот.Потом, тоскуя и любя,Потом, и мысля, и страдая,О, сколько раз, река родная,Смотрел я в даль через тебя, —Туда, на тёмный край столицы,Туда, где чудная онаПод дланью творческойдесницыДержавной мыслью рождена.Зачем туда летели взгляды?Зачем туда, чрез вольный ток,Убогий нёс меня челнокВ час тихой, девственнойпрохлады,Или тогда, как невский валС возможной силой в брегплескал,Иль в те часы заповедные,Как меж гранитных береговСпирались иглы ледяные,И зимний саван был готов?Зачем?.. Друзья мои, нескрою:Тот край – любви моейстрана.Там – за оградойкрепостною —Пустынно стелется она.Там не встречают нашивзорыКрасой увенчанных громад;Нагнувшись, хилые заборыВ безлюдных улицах стоят;В глуши разметаны без связиЖилища смертных,как-нибудь,И суждено им в мире грязиВесной и осенью тонуть.Но, избалованные други!Ужели не случалось вам,Деля обидные досугиПо всем Петрополя концам,В тот мирный край, хотяслучайно,Стопой блуждающей забресть?Туда – друзья – скажувам тайну:Там можно сердце перевесть!Идиллий сладкие напевыТам клонят юношу к мечте,И в благородной простотеЕщё пастушествуют девы.

……………..

О, сколько раз, страна глухая,По тёмным улицам твоимБродил я, трепетно вздыхая,Сердечной жаждою томим;Потупя взор, мрачней кладбища,Тая души глубокий плен,Бродил я вдоль заветных стенАлины мирного жилища,И видел в окнах белый свет,И всё гадал: зайти иль нет?Что ж? чем решатьнедоуменье? —Зайду. К чему в святомстремленьеСебя напрасно побеждать?Не грех ли сладкое мгновеньеУ сердца нищего отнять?И я был там… Как цветэдема,Моим доступная мечтам,Она – души моей поэма —Меня приветствовала там,Меня в свой рай переносила,Меня блаженствовать учила:Страдать – я выучился сам.Теперь волшебница далёко;Но и досель отрадно мнеБродить безлюдно, одинокоПо той пустынной стороне.Мне там приветней блещет в очиИ полдня пламенный уборИ милый свет созвездийночи —Небес недремлющий дозор.Земного счастьяотчужденца —Всё там живит меня досель,И тешит сердце, какмладенца,И зыблет грудь, какколыбель!

Анна Петровна Бунина

(1774–1829)

Рано лишилась родителей и воспитывалась в доме своей тётки. Принадлежала к старинному дворянскому роду, из которого позднее вышел знаменитый писатель И.А. Бунин. Первая книга «Неопытная муза» была сочувственно встречена критикой и привлекла внимание Императрицы, назначившей поэтессе пожизненную пенсию. Была активной участницей литературного объединения «Беседы любителей русского слова». В 1821 году вышло трёхтомное издание её сочинений. В последние годы жизни Бунина тяжело болела и почти ничего не писала.

Майская прогулка болящей

Отрывок

……….

Тщетно веете, зефиры!Тщетно, соловей, поёшь!Тщетно с запада златого,Солнце! мечешь кроткий лучИ, Петрополь позлащая,Всю природу веселишь!Чужды для меня веселья!Не делю я с вами их!Солнце не ко мне сияет, —Я не дочь природы сей.Свежий ветр с Невы вдругдунул:Побежим! он прохладит.Дай мне чёлн, угрюмыйкормчий!К ветрам в лик свой путьнаправь.Воды! хлыньте дружно сморя!Вздуйтесь синие бугры!Зыбь на зыби налегая,Захлестни отважный челн!Прохлади мне грудь иссохшу,Жгучий огнь её залей.Туча! упади громами!Хлябь! разверзись —поглоти…Но всё тихо, всё спокойно:Ветр на ветвиях уснул,Море гладко, как зерцало;Чуть рябят в Неве струи;Нет на небе туч свирепых;Облак лёгких даже нет,И по синей, чистой твердиМесяц с важностью течёт.

Фёдор Николаевич Глинка

(1786–1880)

Поэт, драматург, прозаик. Воспитывался в кадетском корпусе, участвовал в войнах против Наполеона. Был в ссылке в Олонецкой губернии за связь с декабристскими организациями. В 1835 году вернулся в Москву, затем в Петербург. С 1862 года окончательно обосновался в Твери. Был дружен с Александром Пушкиным. Великий поэт всегда тепло отзывался о Глинке, как в критических журнальных статьях, так и в своих письмах.

Мечтания на берегах Волги

Отрывок

……………….

Тебя ж, о пышная дочьЛадоги, Нева!Я зрел ещё в младенческиелета;И, новый гость безвестногомне света,Не знал я и имён: сует, заботи бурь;В моей душе веселия лазурь,Как свод небес, в тебеизображался…Ах! в тот златой мой век сстрастями я не знался:Не плакал от тоски, не думалкрепких дум…И града пышный вид, смятенья,звук и шум.Богатство, слава, честь, блестя,обворожая,Мелькали для души, души непоражая,И мимо протекли, как сон, какряд теней…Мне жизнь была нова! незнал я в ней путей,Не знал, что полон миробманов и сетей.Безбурны детства дни, овремена златые,Забуду ль вас? —О радости святые!Вы по цветам беспечноговели,И сами, как цветы, вокругнего пестрелись,Ужели для меня навек выотцвели? —Забавы детских лет, какптички, разлетелись,И мой челнок оставил тихийбрег!..

…………………………..

Плавание дней

Отрывок

Всё взморье – серебролитое!Погодный день! – и солнцезолотоеГлубоко в зеркале водыгорит!Уж Петербург от нас, какпышный сон, бежит:Чуть видны острова сзелёными елями,И домы с флагами, и башнисо шпилями…На левом береге мелькаетмонастырь,

И мыза Стрельная сдворцом своим белеет;Кругом по берегам то дачи,то пустырь;Вдали Кронштадт иСестрорецк синеет…Спокойствие… погода…тишина,И стекловидная поверхностьвод яснеет,Как ясный слог Карамзина,Как верная земных событийповесть,Как, в чувстве правоты,светлеющая совесть…

………………………………………

Моё занятие

Отрывок

………………..

Как весело тут бытьвечернею порой!Прекрасные места!прекрасная природа!На круглом куполелазоревого сводаНаправо, далеко, за Токсовойгорой,Садится солнышко…насупротив луноюСребрятся облака, летящиегрядой.Как я любуюсь сей высокойстороною!Сады, и фабрики, и кучадеревень,И в разные края бегущиедороги…Так на Олимпе жили боги!Но здесь не высмотришьвсего за целый день!Тут нет без красотыпорожнего местечка.Я вижу ясно Петербург:Адмиралтейский шпиц горит,как свечка;И, в сорока верстах, мелькаетШлиссельбург.Ещё… но дунул ветр… стихимои упали,Летят с карниза на карниз,И голову сломя, я опрометьювниз, —Чтоб девушки не прочиталиКарандашом написанныхстиховИ, прочитав их, не сказали:«Тут мало толку – многослов».

Буря

Что небо стало без лазури,И волны ходят по Неве,И тени облаков мелькают потраве?Я слышу приближенье бури.Я здесь не знаю, чтотворится надо мной,Но близ меня, в щелистенной,Уныло ветер завывает,И он как будто мне о чём-товспоминаетИ будит давнюю какую-томечту.О ветер, ветер! Тысвободен, —Зачем же рвёшься втесноту?..Ах! Если бы я мог, оставясуетуИ в чувствах нов иблагороден,Летать, как ветер по полям!И только рано по зарям,Прокравшись близ тюрьмысторонкой,Несчастным узникамтихонькоО чём-то милом напеватьИ горьких в сладкоезабвенье погружать!..

Михаил Данилович Деларю

(1811–1868)

Поэт пушкинского периода. Закончил Царскосельский Императорский лицей. Его стихотворения печатались в различных журналах, в том числе и пушкинском «Современнике». Пушкин находил в поэзии Деларю «много искусства», хотя ценил в ней, в первую очередь, «правильность» и ясность высказывания. Дельвиг был в этом отношении гораздо благожелательнее: «Пишите, милый друг, доверяйтесь вашей Музе, она не обманщица, она дама очень хорошего тона и может блестеть собственными, не заимствованными красотами».


К Неве

Снова узрел я, Нева, твой токвеличаво-спокойный,Снова, как юная дева вобъятьях любовника страстных,Ты предо мною трепещешь,лобзая граниты седые.Нет, как прежде, ты блещешьволною кипучей; – но те лиДумы, то ли веселье на душумою навеваешь?..Много светлых волн умчалаты в дань Океану…Много дней незабвенныхушло в беспредельную вечность.Помню тот сладостный вечер,когда над твоими волнамиВ горький час разлученьябродил я с девою милой;О, как игриво, как шумноволнуясь, когда протекалаТы в объятьях высокихбрегов и, казалось,К гордым гранитам ласкаясь,шептала им с трепетом звуки,Сладкие звуки любвинеизменной…Но что же? уж тучиМесяца лик покрывали втрепещущей влаге, и втайнеМрачно-спокойное недротвоё зарождало ненастье!Помню: вот здесь, на устах,распалённых любовью, пылалиДевы коварной уста;убедительно, пламенно былоПолное неги её лепетанье…И что же? Уж в сердцеДевы обман зарождался иперси изменой дышали…

Город

Холодный свет, юдоль забот,Твой блеск, твой шум не дляпоэта!Душа его не обретётВ тебе отзывного привета!От света, где лишь умблестит,Хладеет сердца упоеньеИ, скрыв пылающий свой вид,В пустыни дикие бежитИспуганное вдохновенье.

Статуя Перетты в Царскосельском саду

Что там вдали, меж кустов,над гранитным утёсом мелькает,Там, где серебряный ключ стихим журчаньем бежит?Нимфа ль долины в прохладетеней позабылась дремотой?Ветви, раздайтесь скорей:дайте взглянуть на неё!Ты ль предо мною, Перетта?Тебе изменила надежда,И пред тобою лежит камнемпробитый сосуд.Но молоко, пролиясь,превратилось в журчащийисточник:С ропотом льётся за край,струйки в долину несёт.Снова здесь вижу тебя,животворный мой гений,Надежда!Так из развалины благ бьётвозрождённый твой ток!

Михаил Александрович Дмитриев

(1796–1866)

Поэт, критик, переводчик, мемуарист. Камергер, обер-прокурор московского отделения Сената. Чиновничья карьера не приносила Дмитриеву удовлетворения, он считал, что «Отечество требует живых людей, а не бюрократов». Михаил Александрович полагал, что его литературная деятельность более значима и полезна для общества, нежели казённая служба. Среди современников были хорошо известны его сатиры, «талантливые пародии», однако стихотворные произведения Дмитриева особой популярности не имели.

Лето в столице

Всё камни!.. камни стен икамни мостовых!В домах защиты нет отдухоты и жара!Деревья чахлые бульвараСтоят, как вечный фрунт!Под мёртвой пылью ихНе видно зелени, нетсвежести – и это,Столица бедная, тыназываешь лето!

О! сдвинул бы на миг одинГромады зданий сих,спирающие взоры,И, мира вольный гражданин,Открыл бы родины моейполя и горы,Гремучие ключи, тенистыелесаИ ночь, столь свежую, какспустится росаИ напитает воздух чистыйСвоею влагою живительной,душистой.О лето! то ли ты, как вюности моей!Грянь снова надо мнойтогдашнею грозою,Прекрасною на воле, средьполей!Пролей дождь шумныйполосою,И яркой, полною дугоюТы, радуга, склонись надрадостным селом!Пускай овраг гремит икатится ручьём,А завтра, солнце лишьпригрело,Всё снова ожило и всёзазеленело!Здесь солнце – духота!Прольёт ли дождь порой —Он смоет с крышек пыль имутными ручьямиБежит в канавах мостовой;Туман висит над головой,И грязь, и слякоть под ногами.Всё шумно и мертво! Исамый божий громНеслышно прогремит, где всёгремит кругом,Где всё сливается вбесперерывном шуме —И экипажей стук, ипродающих крик!..Здесь людям некогда живойпредаться думе,И забываем здесь природымы язык!Так жалкий юноша, которогочужая,Наёмничья, хотя искусная,рукаПод небом чуждоговоспитывала края,Не понимает, Русь святая,Родной земли твоей родногоязыка!

Василий Андреевич Жуковский

(1783–1852)

Поэт, переводчик. Отец поэта – помещик Тульской губернии Афанасий Бунин, мать – пленная турчанка. Избежать участи незаконнорождённого их ребёнку помог Андрей Григорьевич Жуковский, состоявший на содержании семьи Буниных. Он усыновил мальчика, который, тем не менее, жил у своего родного отца в качестве воспитанника. Сначала будущий поэт получил неплохое домашнее образование, а затем закончил с серебряной медалью Московский университетский благородный пансион. В печати дебютировал в возрасте четырнадцати лет. Однако известность к Жуковскому пришла значительно позже, когда он, будучи в ополчении, написал своё знаменитое произведение «Певец во стане русских воинов». Жуковского справедливо считают основоположником романтизма в русской поэзии.

Славянка. Отрывок

……………………..

И вдруг пустынный храм вдичи передо мной;Заглохшая тропа; кругомкусты седые;Между багряных лип чернеетдуб густойИ дремлют ели гробовые.Воспоминанье здесь унылоеживёт;Здесь, к урне преклонясьзадумчивой главою,Оно беседует о том, чего уж нет,С неизменяющей Мечтою.Всё к размышленью здесьвлечёт невольно нас;Всё в душу тёмное уныниевселяет;Как будто здесь оно из гробаважный гласДавно-минувшего внимает.

Сей храм, сей тёмный свод,сей тихий мавзолей,Сей факел гаснущий и долуобращённый,Всё здесь свидетель нам,сколь блага наших дней,Сколь все величия мгновенны.

………………..

Дмитрий Иванович Хвостов

(1757–1835)

Поэт, один из представителей позднего классицизма. Учился в Московском университете. Состоял как на военной, так и на гражданской службе. Был избран в члены Российской академии. Отличался безудержной страстью к сочинительству, граничащей с графоманией. По всем инстанциям рассылал свои книги, а иногда и собственные бюсты. Пушкина считал своим преемником и давал ему творческие рекомендации, которые, разумеется, поэт не воспринимал серьёзно. Однако в быту Хвостов был скромным и отзывчивым, чиновником был честным и справедливым, всеми силами стремившимся к общественной пользе и процветанию Отечества. Издавал журнал «Друг Просвещения».

На страницу:
1 из 2

Другие книги автора