bannerbannerbanner
Душа. О желанной нереальности
Душа. О желанной нереальности

Полная версия

Душа. О желанной нереальности

текст

0

0
Язык: Русский
Год издания: 2016
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Душа

О желанной нереальности

Лев Золотайкин

– Душа покидает тело налегке…

– Как это?

– Ну, не берет с собой глаза, уши, тот же мозг…

– А как же эти, ну, временно умершие говорят, что видели свое тело и слышали, как врачи ругались…

– … а привидения стонут…

– Но ведь все органы остались с телом?!

– А ученые-то что говорят?

– Да, ничего.

– У них всегда, как проблемы, так ничего.

Кухонные разговоры.

© Лев Золотайкин, 2016


Редактор Мария Ефимова


ISBN 978-5-4483-3117-6

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

1. Наличие души – аксиома веры

Живет человек и обрастает множеством расхожих слов и понятий. Они легко слетают с языка и плавно вяжут нить разговора.

Вот, например, душа. Мы ее никогда не видели, не слышали, не осязали, но абсолютно уверены, что она у нас есть.

И с другими то же самое, все уверены, что имеют душу.

Очень таинственно получается: у нас, в нас или около нас что-то есть, но что конкретно – дар, орган, свойство… что имеем-то?

«Душу мы имеем», – говорят вокруг. И не просто душу, а целое душевное богатство, единственно ценное, что мы накопили за всю свою жизнь и что у нас невозможно отнять, а также купить, выпросить, выменять, украсть и так далее, то есть нас можно обобрать до нитки, а душа останется нетронутой, пожалуй, еще обогатится печальным опытом.

Мы сами не знаем ее глубин, а если кто-то утверждает, что он что-то в нас разглядел и понял – ерунда, глупая наивность – чужая душа потемки.

И даже, когда мы кричим, смотрите, вот она наша душа – нараспашку, даже слезы потекли – святая простота, это чувства выплеснулись, а душа осталась себе на уме.

Но в ежедневном коловращении жизни, что только нашей бедной душе не приходится терпеть. Она у нас скорбит и стонет, мы вкладываем ее в разные дела, транжирим по пустякам, готовы отдать за друзей и любимых.

Наконец, ходят упорные слухи, что самые отчаянные продают душу дьяволу. Но так же известно, что потом можно успеть раскаяться и всей душой прилепиться, прикипеть к богу, вымолить прощение.

Душа у нас часто болит, но в наших поликлиниках нет кабинета по ее лечению. Правда есть врачи – психологи, но в пестром мире их трудно распознать среди огромной армии жуликов, на которых будто бы снизошла волшебная благодать лечить все недуги, а душевные особенно.

Поэтому человек буднично занимается самолечением души в диапазоне между водкой и валерьянкой.

Но чтобы мы не вытворяли, как бы не измывались над своим естеством, душа всегда остается с нами.

Просто наваждение какое-то. Еще раз себя проверим – не видели, не слышали, не трогали, а ОНО есть и вера наша неколебима.

Откуда же они взялись – и сама душа, и вера в нее?

2. Душа – гениальный выход из тупика

Начнем издалека, с появления религии. Причем, именно религии цивилизованного человека.

Дикари были одни на свете. Вокруг бесконечные земля и небо. Дали страшные и всегда враждебные.

Вдруг налетает ураган или ужасная гроза, гром в небе, молнии, лес горит. Или река неожиданно переполняется водой и несется, все сметая и затопляя.

Страшно жить.

А еще в лесах и в густой траве прячутся беспощадные звери, для которых человек желанная и легкая добыча.

И запуганный дикарь объединяет все свои несчастья в образы злой, обидчивой воли, у которой необходимо просить пощады, хоть как-то ее задобрить, умилостивить, заверить в своей покорности. Все обряды дикарей, все ритуальные действия, украшения идолов, жертвоприношения – это постоянное подтверждение своих верноподданнических чувств.

Конечно, сразу появилась и примитивная церковь в виде колдунов, шаманов, разных старейших – мудрейших, объявивших себя мистическими приемо – передатчиками воли неведомых сил.

И весь этот пестрый хоровод, большей частью превратившийся в постоянно действующий доходный карнавал, благополучно дожил до наших дней.

Всемогущий (всезнающий, всевидящий, вездесущий и так далее) Бог, владелец огромного небесного хозяйства, распорядитель механизма вселенной и земного устройства, создатель законов и контроля за их исполнением – это уже совсем другая осмысленная религия, полученная человеком в начале развития цивилизаций.

Эта религия определила основы коллективной морали, личного поведения каждого индивидуума и правила взаимного общения.

Потом человек напишет множество своих законов на все случаи жизни. Но главные заповеди он получил сразу, в виде религии.

Создатели религии, наверное, долго ломали голову над решением проблемы смерти.

Умереть человек должен обязательно, иначе не будет динамики в его развитии, и тем не менее столько в него вложено – золотые руки, светлая голова, масса энергии, создан бесподобный аппарат – мозг – и вдруг смерть, конец обидно короткой жизни.

Окоченевшее тело лежит в гробу и потом разрушается почти до полного исчезновения, до горсти костей.

И что? Это все? Какой-то холостой выстрел.

Душа стала гениальным решением задачи.

В человека было встроено нечто невидимое, неосязаемое, но наделенное огромными полномочиями, а главное – бессмертное.

Конечно, очень любопытно хоть как-то представить себе, придумать что-то похожее на то, как все происходило, как человек вдруг узнал или почувствовал, или догадался, что у него есть душа.

Наверное, это был длительный процесс смутного осознания, который складывался из массы странных и неожиданных чувств: удивления, недоумения, интереса, осмысления и, наконец, каких-то убеждений и словесных определений.

А может человеку о душе просто сказали и так давно, что он все забыл и считает, что так оно и было всегда.

Главное, что на белом свете человек стал жить не один, а с родной душой, в которую он всегда может заглянуть, покопаться и утешится, но мысленно и чувственно, без рук.

Хотя вообще, душа не единственная наша тайна. Есть еще ум – тоже нечто неосязаемое и загадочное. Он вроде также с нами всю жизнь, но не такой надежный, как душа, и может теряться самым неожиданным образом.

Вообще человек окружен невидимой аурой, из которой вдруг и сами собой появляются опыт, различные навыки, привычки, взгляды, целый характер… Просто бесконечность какая-то, поэтому нужно остановить себя и обратиться к главному – к Душе.

3. Целеустремленная душа индуизма

Общая религия, данная человечеству, была как рассада, которая попав на благоприятную почву, бурно разрасталась в великих цивилизациях.

Наверное, самый яркий пример – индуизм.

Здесь все огромное: и территория, и количество истово верующих, и сама религия с бесчисленными богами, сказочным антуражем и ветвистыми дорогами к свету и мудрости.

По преданию в совершенно легендарные времена некая непостижимая Сущность, которую лишь условно можно определить расхожим словом Бог, вложила в память избранных людей священные тексты – Веды. Далее они изустно передавались из поколения в поколение. Традиция вросла в сознание и до сих пор в индуистских храмах наличие печатных книг совершенно необязательно.

Тем не менее, где-то около трех с лишним тысячелетий назад начался процесс записи священных текстов. А уже письменная основа неудержимо разрослась в удивительно многоцветную религию – индуизм.

Изначально признавалась Единственная Высшая Реальность – Бог и его наиболее распространенное имя – Брахман.

Бог по своей непостижимости не может иметь словесного описания. Брахман существует, он вечный, но не очевидный, хотя, естественно, и всемогущий, и всезнающий, и всепроникающий.

Но индийская религиозная философия, на своей огромной территории так многократно трансформировалась, углублялась и запутывалась в своих поисках, что Непостижимый и Единственный остался сиять, как звезда на далеком небосводе, а на земле, в хаосе многочисленных истин совершались мистические поиски, глубокие погружения и озарения, в результате которых Высшая Истина размножилась в бесчисленных божествах с более приземленным характером и обликом, собственными учениями и последователями.

Это такая общая картина индуизма, а конкретно интересующая нас Душа и ее загробная жизнь упоминались в Ведах скупо и туманно, то есть для устных первоистоков эти понятия представлялись как бы и не актуальными.

Начальная религия была призвана организовать огромное человеческое сообщество. Людей учили трудиться, быть добрыми, честными и вообще соблюдать множество условий и правил.

Но с развитием философской составляющей религии неизбежно встали вопросы о цели жизни и ее связи с высшими мирами. И тогда, для ответа на подобные вопросы, оказалась востребованной особая составляющая человека – Душа.

Утверждение, что Вселенская Душа (Брахман) и индивидуальная Душа (атман) подобны, становится одной из основ религии, объединенной общим названием – индуизм.

Душа проходит через последовательный цикл жизней (сансару), каждое ее последующее существование определяется последствиями действий (кармой), совершенных в предыдущей жизни.

Реинкарнация дает Душе перспективу. Собирая богатство (информацию) многих жизней, Душа наращивает свою ценность.

Это на земле Душа в неведении, а там, в потустороннем мире она «вспоминает» свои воплощения и может анализировать жизненные накопления. Может она что-то планирует или мечтает, бог знает, чем она занимается в своих небесах.

Разумеется, у идеи череды перевоплощений есть и конечная радужная цель: духовное освобождение (мокша), окончательное расставание с земным телом, очищение и слияние с Вселенской Душой.

Духовного освобождения естественно нельзя добиться коротким путем и легким способом, дорога к нему многовариантна: аскетизм, медитация, йога, наличие гуру, преодоление невежества, полное не приятие любой боли (не только физической, но и нравственной), воздержание, созерцание, сосредоточение и далее без конца. То есть каждый человек может найти свой путь и заполнить им всю жизнь.

Идея реинкарнации позволяет Душе искупить в последующих воплощениях все зло, которое совершалось в предыдущих жизнях. Поэтому посмертное наказание как бы не актуально. Хотя у бога Кришны есть и такое высказывание:

«Злейших из людей, чуждых добру, одержимых ненавистью и жестокостью, я всегда ввергаю в дьявольские лона. Они никогда не присоединятся ко Мне, и так пойдут самым низким путем».

То есть у злодейства есть некие пределы, переступая которые человек теряет надежду на искупление грехов.

Здесь необходимо сделать некоторое отступление и попытаться прояснить чередование понятий «человек» и «душа».

Вечность Души и Человека безусловно прекрасная перспектива. Мы все трепетно надеемся попасть с помощью Души на небо и встретиться с родными и любимыми. В этом нас уверили бесчисленные примеры таинственных посещений, видений, примет и знаков.

И вот тут складывается определенная неясность. Душа покидает умершего человека и с итогом его жизни и само собой в его образе оказывается в потустороннем мире. Но у нее уже были воплощения и предстоят новые, то есть получается, что людских образов много, а Душа одна. Она, как неутомимый челнок, пополняет загробные пространства все новыми типами.

Но Душа идет к своей сияющей цели, а все ее воплощения? Как они отвечают за прожитую жизнь? И вообще, что они из себя представляют? Просто какие-то сиротские переживания и перспективы.

Но тут мы вступаем в область полной фантазии. Возможности Создателей огромны. У природы, например, есть такой, совершенно феноменальный фокус – деление живой клетки. Ученый смотрит в микроскоп и на его глазах одна клетка становится двумя, совершенно одинаковыми.

Наверное, и с Душой, и с образом человека тоже происходят какие-то чудесные трансформации, которые обеспечивают и вечность, и строгую отчетность, и справедливый суд, то есть абсолютную мировую гармонию.

С этой надеждой вернемся к основам индуизма и отметим одну важную вещь: как бы ни изощрялась философия индуизма, уходя то в глубь, то в высь, в основе ее, пусть даже только подсознательно, непременно присутствует идея высшей силы – Истины (Разума) – начала всего.

4. Мудрая Душа иудаизма

Тема души и посмертного существования так или иначе толкуется во всех религиях. Это огромное поле сложных построений и красочных картин.

Мы только слегка коснулись его в необъятной религии индуизма. Так же кратко заглянем в иудаизм – невольную первооснову христианства.

Священное Писание иудеев – Танах – содержит 24 текста. Ветхий Завет христиан – тот же Танах, только с иным расположением книг и некоторыми изменениями их названий.

Главная часть Танаха – Тора – иудейский Закон (имеет еще одно популярное название: «Пятикнижие Моисеево») – это совокупность заповедей, полученных Моисеем на горе Синае лично от Бога.

Позднее исторически сложился Талмуд или устная Тора, включившая в себя свод толкований древнейших законов и понятий.

Классическая литература утвердила такой собирательный образ еврея, которому обязательно нужно много говорить, спорить и сомневаться, поэтому Тора для него святыня, но Талмуд – широкое обсуждение законов – это его страсть.

Иудаизм – несокрушимый монолит относительно двух основополагающих идей:

1. Бог един.

2. Евреи – народ, избранный этим Богом.

По массе остальных вопросов на протяжении реально документированной истории иудаизма сменяло друг друга множество учителей – толкователей Закона, которые в итоге создали удивительный конгломерат оригинальных мыслей, выводов и утверждений, часто парадоксальных, во многом противоречивых, с вселенскими претензиями на обособленность и заклиниванием на личном мнении. Кто-то из посторонних заметил, что в изощренных спорах иудеев обсуждаемая истина часто истончается до полного исчезновения.

И эта вечная дискуссия, тем не менее, образует одну из самых устойчивых религий – иудаизм. Этому совершенно не мешает, например то, что две самые древние партии иудеев: саддукеи и фарисеи – относительно бессмертия души и божьего суда имеют прямо противоположные взгляды.

Жизнью саддукеев был Храм, где они постоянно общались с Богом на высоком духовном уровне. А мелочное, бессмысленное существование остальных людей их не интересовало. Нет никакой души, смерть – это конец и тьма.

А у фарисеев Бог строго следил за доскональным соблюдением Закона всеми людьми, особенно его ритуальной части, в частности за выбором и приемом пищи. В перспективе у всех правоверных фарисеев было воскрешение из мертвых и воздаяние по заслугам.

В «Пятикнижии Моисея» есть такие слова о душе:

«И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так». (Быт. 1.24)

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою». (Быт. 2.7)

То есть «душа живая» – это просто любое живое существо.

В дальнейшем мудрые учителя: Ибн Габироль (1021—1058г.г.), Моисей Маймонид (1134—1204г.г.) и многие другие «подняли и развили понятие – Душа.

Утверждалось, что правильное отношение человека с Божеством – это его познание. Оно заключается в стремлении овладеть всеми реальными и метафизическими науками. Именно так Душа подготавливается к вечной жизни с Богом, которая будет наполнена счастьем высших знаний.

Маймонид считал, что блаженство рая – это подлинное единение с Божеством, а муки ада – это отчуждение от него.

Согласно Каббале – мистическому направлению иудаизма – Душа человека, сохранившая свою чистоту, переселяется в высшие сферы, а грешная Душа переходит от человека к человеку и пребывает в земном мире, пока не искупит свои грехи.

В «Книге Загор» («Книга Сияния») – главном божественном откровении каббалы – содержится рассуждение, что Душа состоит из трех ипостасей – жизненного, нравственного и разумного начал. Источником ее является Божественная Мудрость и ее вечная жизнь – это бесконечность познания. В том числе и с помощью накопления в процессе переселения Душ.

Грехи людей нарушили их единение с Богом. Когда человек очистится и гармония восстановится, придет Мессия.

Явление Мессии в таком контексте больше похоже не на суд, а на торжественное поздравление абсолютно светлых Душ.

Правда, опять получается, что за такими радужными перспективами Души образ реально умершего человека как бы выпадает из планов продолжения жизни.

А еще и здесь отметим четкую формулу иудаизма – конечная цель Души накопление знаний до уровня встречи и вечного сотрудничества с высшей Мудростью (Разумом).

5. Лирическое отступление

Проникая в суть вещей, мы видим физику, химию, биологию, бесконечные деления живой клетки и сложнейшие взаимоотношения элементарных частиц. В результате – флора, фауна, дикая природа и цветущие сады. И человек, как муравей, все строит и строит свою всемирную общину.

Все продумано, испытано и работает как отлаженный механизм.

Все так рационально устроено, откуда же какие-то непонятные чувства: доброта, нежность, сочувствие и, уж совсем замечательные, – сердечность и жертвенность. А в пику им – эгоизм, зависть, злоба. Человек говорит ужасные, оскорбительные слова, приказывает мучить, калечить, сам лично лжет, ворует, насилует и самыми изощренными способами умерщвляет себе подобных.

Так что на популярный вопрос, чем мы отличаемся от животных, есть готовый ответ – гипертрофическим развитием этих самых чувств и наклонностей.

А во главе чувств – наша главная особенность – Душа человеческая – и две ее крайности: Душа светлая и Душа черная – залог бесконечной активности общества.

Родившись в определенное время и в конкретном месте, мы получаем личную кармическую судьбу, свой индивидуальный характер. Вехи на жизненном пути расставлены, говорят и финиш определен, но тут должен быть зазор, какая-то возможность изменения. Раз уж человек идет по жизни в борьбе и часто оказывается на распутье, значит предполагается выбор и картина будущего обязана, хоть в малой степени, зависеть от нас, иначе теряется интрига жизни, а этого мудрые Создатели не могли допустить.

Есть же люди, которые ломают свою судьбу, иногда, правда, с грохотом и полной катастрофой.

Уже говорилось о том, что мы живем еще и в особом поле, что, кроме оглушительной действительности, существует тихий невидимый мир. Это как в фотографии, кладешь в ванночку с раствором чистую бумагу, а на ней оказывается уже запечатлены и проявляются лица, пейзажи, какие-то памятники. Так же из окружающей пустоты вдруг появляются наши мысли и чувства. Мы же не думаем над каждым словом, речь льется свободно и мы вдруг произносим что-то оригинальное, а часто лишнее.

В этом близком зазеркалье, наверное, и обитает наша Душа. Она там своя, имеет доступы к сокровенным знаниям, поэтому шлет нам то радостные, то тревожные сигналы, подсказывает решения, догадки, истины, которые мы как бы открываем.

А иногда Душа, потеряв терпение, начинает просто командовать и мы совершаем удивительные поступки, неожиданные для нас и окружающих.

Ведь утверждают ученые, что мы начинаем движение на несколько мгновений раньше, чем мозг выдает необходимый сигнал.

Конечно, наши догадки туманны и приблизительны, впрочем, как и все, что является игрою ума, воображения и надежды, когда реальных фактов нет, а свидетельства фантастичны.

Но уж очень хочется найти хоть какую-то зацепку, чтобы не висела наша вера совсем уж на пустоте.

Пусть это будет хотя бы твердое убеждение.

6. О Душе в проповеди Иисуса Христа

Возникновение христианства было внутри религиозным процессом, когда в массе единоверцев, вроде бы и спорящих, и отстаивающих свое мнение, но в жестко очерченных рамках, вдруг появилась личность, которая расширила границы веры, в старых законах расставила новые акценты, а в результате сложилась отдельная религия.

Иисус Христос и его ученики начинали жизнь правоверными иудеями. Их учеба, домашнее воспитание, соблюдение всех необходимых обрядов, включая и обрезание, заложили в них фундамент традиционного мировоззрения.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1