bannerbannerbanner
Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого
Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого

Полная версия

Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 1

Профессиональная этика и коммуникативная культура вожатого: Методические рекомендации

Под общей редакцией Е. А. Левановой, Т. Н. Сахаровой

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Московский педагогический государственный университет»



Рецензенты:

Вербицкий А. А., академик, действительный член РАО, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета;

Куприянов Б. В., доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета;

Мудрик А. В., член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического государственного университета


Авторский коллектив

Болотова Наталья Петровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Галой Наталья Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Горбенко Ирина Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Долинская Людмила Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Леванова Елена Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Попова Светлана Юрьевна кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Пушкарева Татьяна Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Сахарова Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, доцент, декан факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Цибульникова Виктория Евгеньевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени академика РАО В.А. Сластенина факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Фарниева Мариана Гирсановна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета.

Вместо предисловия

Три сита

– Один человек пришел к своему Наставнику и спросил:

– Знаешь ли ты, что сказал сегодня о тебе твой друг?

– Подожди,остановил его Учитель,просей сначала все, что ты собираешься сказать через три сита.

– Три сита?

– Прежде, чем что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, просеять через сито правды. Ты уверен, что все, что ты хочешь сказать мне, есть правда?

– Да нет, я просто слышал…

– Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, правда, это или нет. Тогда просеем это через второе сито – сито доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то хорошее?

– Нет, напротив…

– Значит, продолжал Учитель,ты собираешься сказать о нем что-то плохое, но при этом даже не уверен, что это правда. Попробуем третье сито – сито пользы. Так ли уж необходимо услышать мне то, что ты хочешь рассказать?

– Нет, в этом нет никакой необходимости…

– Итак, заключил Наставник,в том, что ты хочешь сказать мне нет ни правды, ни доброты, ни необходимости. Зачем тогда говорить это?

(Из легенд о Сократе)

Напутствие вожатому

Дорогой друг!


Казалось бы, лишь двадцать один день – одна лагерная смена…

Как измерить, много это или мало? Для одних – целая жизнь, для других – эпоха. Одни познают мир, другие – тех, без которых этот мир был бы лишен ярких красок, – детей…

Самым важным и значимым взрослым для ребят в эти двадцать один день становится вожатый. Именно на него возложено решение основных задач в организации летнего отдыха детей и подростков: развитие творческого, интеллектуального потенциала, сохранение и преумножение здоровья, формирование социальных компетенций.

Перед вожатым, особенно начинающим, встает множество проблем. Не всегда эти проблемы однозначны, не на все вопросы можно дать точные ответы.

Надеемся, что рекомендации, представленные в этом пособии, помогут тебе найти наиболее правильный выход из сложных ситуаций, выстроить конструктивные и доброжелательные взаимоотношения с ребятами, их родителями, коллегами и администрацией.

Помни, что главными ориентирами деятельности вожатого являются его внутренний мир, отношение к людям, морально-нравственные ценности.

Верим, что в своей деятельности ты будешь ориентироваться на Правду, Доброту и Пользу, что не забудешь слова из известной песни: «Все в жизни бывает – и бури, и штормы, и вот ты почти раскис.

Но в небо взмывают призывные горны, и снова звучит девиз: Все время искать чего-то с рассвета и до зари.

Такая у нас работа ребятам мечту дарить.

Уж если костер, то огонь негасимый, чтоб целому миру свет, Чтоб дети смеялись, и самый счастливый над миром вставал рассвет…»

Желаем удачи в твоем благородном деле!

В несметном нашем богатстве Слова драгоценные есть: Отечество, Верность, Братство. А есть еще: Совесть, Честь…

А. Яшин

Раздел 1

Основы вожатской этики. мировоззрение и ценности вожатого

Современное общество требует включения детского оздоровительного лагеря в систему непрерывного образования. Родители на первый план выдвигают задачу оздоровления, безопасности, занятости своего ребенка под присмотром взрослого в летнее время. Однако достаточно часто мотивация ребенка в каникулы направлена на развлечение, праздное времяпрепровождение и «ничегонеделание».

Разрешение возникшего противоречия лежит в плоскости деятельности вожатого детского лагеря, который является носителем не только различной информации, но и нравственных ценностей. Выступая для детей эталоном отношения к жизни и саморазвитию, именно он способен грамотно организовать жизнедеятельность детей в условиях нерегламентированного общения [4]. Это означает, что вожатый должен владеть высоким уровнем развития коммуникативных и организаторских способностей, ораторским мастерством, быть обаятельным и тактичным.



Что такое профессиональная этика вожатого и как она соотносится с его профессиональной культурой?



Профессиональная этика вожатого – это средство развития личности вожатого, а также педагогический фактор, обеспечивающий его влияние на детей и формирование их морали личным примером.

Вожатская этика включает систему моральных ценностей как представлений о добре и зле, справедливости и чести, которые выступают своеобразной оценкой его поведения и характера жизнедеятельности. Она определяет нравственные позиции и принципы воспитания, которыми необходимо руководствоваться вожатому в процессе его общения с детьми, их родителями, коллегами, сотрудниками и руководством лагеря. Закладывая основы мировоззрения детей, вожатый призван прививать им этические нормы, принципы и знания.

Этика, как кодекс поведения, является ключевой доминантой культуры вожатого. Профессиональная культура вожатого представляет собой сложную, многокомпонентную составляющую его личности, соединяющую в себе социальные, личностные и профессиональные характеристики. Это требования к его знаниям, умениям и навыкам, а также уровню теоретического и практического опыта.

Понятие профессиональной культуры предполагает именно мастерство вожатого, которое выделяет его как субъекта и позволяет принимать самостоятельные решения, творчески подходить к выполнению педагогических задач.



Что понимают под профессиональным вожатским долгом?


Профессиональный вожатский долг – это обязанность и ответственность вожатого по соблюдению требований и моральных предписаний, предъявляемых обществом к его личности и выполнению профессиональных обязанностей:

– осуществлению трудовых функции;

– грамотному выстраиванию взаимоотношения с воспитанниками, их родителями, коллегами, сотрудниками и руководством детского лагеря;

– осознанию своего отношения к выбранной профессии и др.

Основой профессионального вожатского долга являются объективные и актуальные потребности общества в воспитании подрастающего поколения в условиях жизнедеятельности детского лагеря. Профессиональный долг вожатого подразумевает не только творческое отношение к своему труду, но и требовательность к себе, стремление к профессиональному развитию и повышению педагогического мастерства.



В чем сущность профессиональной чести вожатого?

Профессиональная честь вожатого подразумевает достижение им общественного признания и уважения его моральных заслуг и качеств. Она предполагает общественную оценку тех достоинств, которые проявляются в процессе выполнения профессионального долга.

Педагогическая справедливость вожатого как мерило моральной объективности, абсолютности суждений и выводов выражает сформи-рованность ценностно-смысловой сферы вожатого, его представлений о гуманности, равенстве и благородстве в принятии решений с учетом прав и достоинств воспитанников.


Что такое авторитет вожатого?

Авторитет вожатого представляет собой его статус и положение не только в отряде, но и в педагогическом коллективе. Авторитет вожатого – это качество личности, которую уважают за дела, справедливые поступки, профессиональный и жизненный опыт, за искреннее и доброжелательное отношение к работе и к окружающим, умение убеждать и вести за собой. Для детей отряда авторитет вожатого заключается, прежде всего, в принятии и осознании его статуса как «значимого взрослого», обладающего определенным набором личностных и профессиональных качеств.

Помни! Уважительное и гуманное отношение вожатого к личности ребенка является основным компонентом педагогического такта наряду с умеренной и адекватной требовательностью, внимательностью, умением взаимодействовать с воспитанниками.

Верное средство приобрести авторитет у людей – быть им полезным.

М. Эгиенбах

Педагогический такт как чувство меры в поведении и в действиях вожатого проявляется через педагогическую этику посредством норм, правил, технологий профессионально-педагогического общения и имидж вожатого.



Вожатому на заметку!

Чтобы получить признание и уважение у воспитанников, чтобы направлять их и повести за собой, вожатому нужно обладать авторитетом. Однако авторитет бывает разный, например, «дешевый», «злой» или истинный.



Проблема «дешевого» авторитета

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
1 из 1