bannerbannerbanner
Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду
Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду

Полная версия

Лучше зажечь свечу, чем ругать темноту, или Как хорошему человеку не дать себя в обиду

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Они просто плохо знали историю вопроса. На самом деле я был истребителем лжи.

* * *

Да, «истребитель лжи» рискует выглядеть в глазах других сначала «большевистским агитатором», а потом и мракобесом. В ситуации манипуляции нельзя сразу «бросаться на амбразуру», выводить манипулятора «на чистую воду». Вы спросите, почему не стоит бороться с манипулятором с помощью правды? Почему в нашем подслушанном диалоге специалиста с шефом фактически повторилась история из присказки? Меня тоже волновал этот вопрос:


NB! ПОХОЖЕ, ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ ПРАВДУ. НЕУЖЕЛИ, ОБМАНЫВАЯСЬ, ЛЕГЧЕ ЖИТЬ?! НО ПОЧЕМУ?!


Вот я самому себе и отвечаю: «Потому!». Потому что таковы законы «социальной реальности», потому что так устроен мир, которые многие из нас называют «реальным».

Социальная реальность… Я давно уже о ней размышляю. Вот почему, к примеру, если человека уличают в «уходе от реальности», обычно не уточняют от какой реальности он ушел?

А ведь обычно хочется уйти, сбежать именно от социальной реальности. От бремени отношений и обязательств, загрязненной среды и городского шума. Но есть еще и «тонкая реальность», в которой живут наши воображаемые образы, тонкие мысли и чувства, а также «субъективная реальность», основанная на наших представлениях о себе и окружающем мире…

Почему хочется уйти от социальной реальности? Интриги, манипуляция друг другом, конфликты, обязательства, – все это нарастает, как снежный ком. Изо дня в день напряжение, выживание, игры. Так теряется ценность каждого дня, приобретается усталость, тяжесть мыслей и чувств. Хочется сбежать, но куда? Как говорил Остап Бендер: «У нас длинные руки!». Похоже, он имел в виду влияние социальной реальности…

Читаю дальше в своем блокноте:


NB! ПО КАКИМ ЗАКОНАМ МЫ ЖИВЕМ? ПО ЖИВОТНЫМ ИЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ?!


Опять похоже на крик души! Пожалуй, придется, наконец, разобраться с законами социальной реальности. Итак…

Назначение «социальной реальности», цель ее – формирование в человеке моделей социально успешного поведения, социальной силы.

Факторами, образующими «социальную реальность» являются, с одной стороны, биологические законы, с другой стороны, нравственные правила. «Социальная реальность» образуется при столкновении, взаимном влиянии биологических механизмов и ограничивающих их действие нравственных законов человеческого общежития.

Итак, у нас почему-то принято называть «реальностью» именно «социальную реальность». Однако если мы будем внимательно наблюдать за животными, то обнаружим, что механизмы, базовые принципы взаимоотношений между ними представлены в нашей социальной жизни. Везде действует Закон Силы.

Побеждает сильнейший. Слабый должен спрятаться, замаскироваться. Жизнь организована на принципах охоты. Основные роли: преследователь, жертва, победитель, побежденный. В «социальной реальности» постоянно идет война, скрытая и явная, пассивная и активная. И это естественно, ведь в основе существования социальной реальности лежит столкновение биологического и нравственного. Явную активную войну принято называть конфликтом. Скрытую же войну можно называть манипуляцией.

Для того чтобы стать победителем в «социальной реальности» человек должен чего-то добиться: положения, денег, уровня образованности, уровня власти. Все это гарантирует ему защищенность. Или, точнее, создает иллюзию защищенности.

От человека требуется не столько постижение, сколько познание. Не столько познание, сколько следование ПРАВИЛАМ. Не столько творчество, сколько ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ, стереотипные действия. Предсказуемого человека легче контролировать.

Процесс постижения человеком «социальной реальности» называют социализацией. Манипуляций же в процессе социализации множество. «Если ты не будешь слушаться, придет дяденька милиционер и заберет тебя!», «Кушай хорошенько, а то мама тебя любить не будет!», «Ты, что слабак, что у тебя денег нет?!», – манипулятивным фразам нет числа. Однако не стоит думать, что вся социализация построена на манипуляции. Конечно, это не так. Более того, социализация, в основном, обсуживает нравственный принцип, в ущерб биологическому. В этом проявляется базовое стремление человека БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, отделиться от животного мира. Однако несмотря на наличие в обществе мощных институтов социализации (от семьи до корпораций), «социальная реальность» не может «избавиться» от действия биологических закономерностей. Впрочем, если «социальная реальность» образовалась вследствие столкновения двух тенденций, то подавление одной из них тут же откликается проблемами в другой. Так, например, чем сильнее нравственный контроль над естественными потребностями человека, тем изощреннее извращения.

В понятие социализации входят:

¨ нравственное воспитание

¨ приобретение коммуникативной компетентности

¨ приобретение профессиональной компетентности

¨ социальная гибкость

Нравственное воспитание предполагает формирование человека с социальными качествами, «нужными» для данного общества. Инструментом нравственного воспитания выступает мораль. Чем сильнее биологическая природа в человеке, тем строже мораль. Интересно, что если биологическое легко может обходиться без морали, то мораль без биологического существовать никак не может. Морали, как и забору, необходимо что-либо ограничивать. Моральные принципы и требования часто становятся средством для манипуляции. «Ты же человек чести! ты должен сделать это!», «Как тебе не стыдно!», – знакомы вам эти фразы?

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора