bannerbannerbanner
Методические проблемы этнической психологии
Методические проблемы этнической психологии

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Анкетирование, по нашему представлению, является наиболее распространенным и системообразующим методом эмпирических исследований. При необходимости авторы вынуждены достаточно часто конструировать свой методический инструментарий. В этом плане важное значение приобретает разработка и уточнение рабоче-операциональных понятий. С одной стороны, выбранные понятия должны объективно отражать этнопсихологическую реальность, а с другой стороны, соответствовать принципу морального подхода к этнопсихологическим исследованиям. Одна из сложностей заключается в том, что этнопсихологические феномены могут улавливаться на интуитивном уровне, без глубокой осознанности, а их вербализация иногда представляет определенные трудности (к примеру, различия между этносами). Об этом свидетельствуют описания психологического облика разных народов писателями, журналистами, дипломатами и представителями других профессий. При выборе понятий и разработке шкал для исследования этнопсихологических явлений желательно быть весьма осторожным, чтобы не упустить из вида некоторые трудноуловимые оттенки, составляющие этнопсихологические особенности изучаемого явления.

В большинстве случаев социальные явления не имеют эталонов и качественно-количественных шкал для измерения, в связи с чем «их приходится конструировать в соответствии с природой изучаемого объекта и согласно гипотезам исследования. Поэтому мерительные процедуры качественных характеристик – своего рода изобретения, которые, однако, осуществляются по определенным типовым способам» (Ядов, 1972, с. 77–78).

Соблюдение морального принципа при разработке этнопсихологических методик заключается в том, что задаваемые вопросы (как в анкетах, так и в интервью) не должны затрагивать национальные чувства и национальное достоинство респондентов, а также ни в какой форме (грубой или мягкой) не должны унижать представителей изучаемых этнических групп. В этом плане важное значение приобретает адекватное соотношение позитивных и негативных шкал. Расширенное неосторожное использование негативных шкал может травмировать респондентов (особенно в том случае, если они принадлежат к изучаемому этносу) и бессознательно сформировать у них представление, будто участники проводимого исследования настроены по отношению к изучаемому народу отрицательно и в ходе опросов стараются собрать негативные материалы. Для преодоления этой трудности можно использовать методический прием сокращения негативных шкал. В определенной степени это компенсируется низкой оценкой респондентами позитивно окрашенных шкал. При выборе соотношения позитивных и негативных шкал желательно руководствоваться моральным принципом проведения этнопсихологических исследований (Не навреди!).

При использовании анкет в процессе проведения кросс-культурных исследований необходим их двойной перевод на язык изучаемого этноса.

Интервьюирование может применяться на различных этапах этнопсихологического исследования: при предварительном системном анализе проблемы; на этапе сбора основной информации; на этапе анализа (в целях проверки эмпирических данных, полученных с помощью анкетирования и других методик); и, наконец, на этапе разработки практических рекомендаций (например, для получения информации о степени важности каждой рекомендации для заказчика и др.). В зависимости от целей интервьюирования оно может быть структурированным и неструктурированным, формализованным и неформализованным. При проведении интервьюирования с представителями разных народов учитывается своеобразие их способов общения (контактность, сдержанность, уважительность и пр.). Материалы интервьюирования необходимо оформлять письменно.

Метод наблюдения в этнической психологии может быть стандартизованным или нестандартизованным, включенным или невключенным, стимулирующим или нестимулирующим и пр. Варианты данного метода могут использоваться, начиная с этапа проработки проекта этнопсихологического исследования и до момента разработки практических рекомендаций заказчику. Применение данного метода дает исследователям возможность приобрести личный опыт общения с представителями изучаемого этноса. На Востоке недаром говорят, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!» В истории этнической психологии возможны случаи, когда проводились исследования по изучению психологических особенностей этноса без контакта с его представителями (Benedict, 1946).

В настоящее время исследователи, занимающиеся изучением этнопсихологических феноменов, как правило, являются представителями изучаемого этноса (М. М. Набиев изучает национально-психологические особенности таджиков; М. Т. Ногерова исследует представление о субъекте затрудненного общения среди учителей Кабардино-Балкарии; А. И. Егорова анализирует внутриэтнические различия в полоролевых стереотипах супружеских пар народа саха; Ле Куанг Шон изучает психологические особенности ценностных ориентаций современной вьетнамской семьи; Амаль Эль-Журди рассматривает социально-психологические проблемы современной ливанской семьи и т. д. – Набиев, 1995; Ногерова, 1997; Егорова, 1997; Шон, 1998; Амаль Эль-Журди, 2001). При выявлении психологических характеристик народа тыва основным исследователем была тувинка, проживающая в Республике Тыва (Резников, Товуу, 2002).

Зарубежные исследователи кросс-культурной психологии, как правило, включают в исследовательский коллектив представителей изучаемой этнической общности.

Методика свободных характеристик предполагает свободное изложение респондентом своего представления по исследуемому этнопсихологическому феномену. Обработка данных, полученных с помощью данной методики, осуществляется с помощью контент-анализа.

В этнической психологии нередко используется тестирование. Так, к примеру, В. М. Бызова при работе с коми и русскими привлекала методики Дж. Ротгера по выявлению локуса контроля, опросник структуры темперамента В. М. Русалова, тест Амтхауэра, тест юмористических фраз, проективный тест руки Вагнера, цветовой тест отношений и др. (Бызова, 1997а; Бызова, 1997б; Бызова, 1998). Вместе с тем использование тестов для выявления познавательной сферы различных этносов с моральных позиций до сих пор представляет большие трудности (Анастази, 1982). При выявлении, измерении и сравнении национальных чувств у представителей разных этносов, как показывают исследования, необходимо быть предельно осторожным.

Анализ письменных источников как метод сбора информации уже был частично рассмотрен при описании стадии, связанной с подготовкой программы исследования (библиографическая подготовка и предварительный анализ научной литературы). Достаточно большие возможности для представления информации по этнической психологии есть у художественной литературы, журналистских заметок, воспоминаний лиц, общавшихся с представителями изучаемых этносов, и пр. Например, воспоминания В. Овчинникова, который работал в качестве корреспондента в Японии и Великобритании и написал интересную книгу о психологии японцев и англичан, В ней содержится много тонких зарисовок психологических черт этих народов (Овчинников, 1987), кстати, в Японии высоко оценили его книгу и перевели на японский язык. Для перевода информации из названных источников в качественно-количественные показатели используется контент-анализ.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2