bannerbannerbanner
След Сокола. Книга третья. Том первый. Новый град великий
След Сокола. Книга третья. Том первый. Новый град великий

Полная версия

След Сокола. Книга третья. Том первый. Новый град великий

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 8

37

Умбон – металлическая пластина, часто выпуклая, расположена в центре щита, где крепит защитные доски. В скандинавских щитах умбон использовался редко, Там защитные доски проходили от одного края до другого, и закреплялись стальными полосами. В более поздние времена на умбоне сначала изображался герб рыцаря, потом, когда щиты стали меньше по размеру, и иными по форме, герб просто рисовался на щите, а умбон вообще не ставился.

38

Тул – круглый футляр для стрел. На Руси колчан, вопреки мнению художников, рисующих богатырей, появился только в XVI веке. До этого использовались тулы, сделанные из бересты или из кожи. В обыкновенном походном туле содержалось около двадцати стрел. В большом походном, который крепился к седлу лошади, более пятидесяти, в осадном, который ставили на стенах, до двухсот стрел.

39

Сила натяжения сложного славянского лука была около девяносто килограммов. При необходимости, чтобы избежать этого громкого звука, на костяную пластину порой накладывалась толстая ткань в несколько слоев, а под ткань подкладывался мягкий мох, и удар смягчающий, и звук гасящий. Иногда с этой же целью использовалась войлочная рукавица с вшитой в нее костяной или деревянной пластиной. Но рукавица обычно не позволяла использовать при стрельбе заготовку из нескольких стрел, и потому использовалась редко, преимущественно, разведчиками.

40

Гривна на шею – женщинами-славянками носилась, как украшение или как наговоренный оберег, как магическая защита, мужчинами, как награда за воинскую или иную службу. Этот обычай – награждать гривной воинов – был введен в Древнем Риме. Гривна известна у многих народов Европы и Ближнего Востока. Различались гривны на шею, и в виде браслета. Только позже гривна стала денежной единицей.

41

Семаргл – в верованиях славян, Огнебог, глава небесного воинства, являлся в образе дракона или крылатого волка, уносил души погибших в бою воинов. Сопоставим с индуистским Агни. По Б.А. Рыбакову – покровитель семян и корней, охранитель растительности. Иногда отождествляется с древнеиранским Симургом. Во времена правления династии Сасанидов в III–VII веках Симург был государственной эмблемой Ирана. Точное значение культа Семаргла до сих пор не известно. Иногда даже само название божества писалось по-разному, в том числе, и в два слова – Сим и Регл. Возможно, эти слова заимствованы славянами от культуры Киммерийского Боспора. Сим и Регл известны по древнегреческой надписи в могильнике Понтийской царицы Комоссарии (II или III век до Р.Х.), раскопанной в Тмутаракани на Таманском полуострове. Иногда Семаргла трактуют, как Семи Ярило – имеется ввиду семиголовый истукан языческого бога Ярилы.

42

Штржелово – полабское название, впоследствии немецкий город Штральзунд, расположенный на берегу пролива Штрелазунд, называемый «воротами острова Рюген», ныне входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
8 из 8